Мудрость детской игры и игрушки
Вопрос о том, что, собственно, такое игра и какое значение имеет игрушка, кажется все более трудным. Чересчур легко понятие "игра" путают с простой занятостью чем-либо. Взрослые рады, когда ребенок занят чем-нибудь, и слишком редко задаются вопросом, какие силы каждый раз стимулируются в ребенке и побуждаются к деятельности.
Иногда считают, что в игре дети должны, главным образом, "побеситься", но это большое заблуждение. "Беситься" - не является ни состоянием, свойственным человеку, ни в какой-либо мере оправданной манерой детской игры, самой совершенной формой которой является как раз равновесие между бьющей изнутри силой творчества и внешней данностью. Когда дети "бесятся", отчетливо видно, что они все больше и больше выходят из себя, и тогда взрослому трудно воздействовать на них словом, и они с трудом и не без помощи дисциплинарных мер могут вернуться к спокойной игре. Наполненное смыслом, безусловно необходимое движение ребенка нельзя путать с шумным развлечением.
Современные дети растут и развиваются в условиях массовой культуры, а она вызывает у нас все больше озабоченности и тревоги. Телевидение, компьютерные игры, куклы Барби, конструкторы «Лего» и роботы-трансформеры формируют сознание и мироощущение ребенка. Что они несут с собой и дают ли ребенку то, в чем он действительно нуждается?
Задавая себе эти вопросы, попытаемся прикоснуться к тайне детских игр и игрушек.
Взрослому трудно мысленно проникнуть в мир фантазии детей и понять действие его сил. Он хочет, чтобы дети разделяли его восхищение, его радость при разглядывании миниатюрных вещичек, отличных копий или до карикатурности искаженных образов животных и людей. Но «игрушка дает наслаждение только своим появлением; веселье приходит только в процессе ее использования. Что делает веселым и счастливым и поддерживает это состояние, так это только деятельность, и игры детей есть не что иное, как выражение серьезной деятельности в легчайшем обрамлении" (Жан Поль).
Ребенок никогда не играет "понарошку", игра для него - это деятельность, совершаемая с глубокой серьезностью. И если сегодня этого нет у некоторых вполне здоровых детей, причина редко кроется в них самих, скорее в их ближайшем окружении: чаще всего поведение взрослых или игрушка, с которой играет ребенок, приводят к тому, что он утрачивает способность играть увлеченно, с отдачей. Недостатки эти можно устранить, если мы знаем, что нужно ребенку для его правильного развития.
Встречая занятых чем-то детей, поодиночке или в маленьких группах, мы видим, что они, - если они действительно играют, - повторяют сцены из повседневной жизни. Взрослый человек имеет для них самое большое значение. Они ориентируются на него, наблюдают, как он организует жизнь в квартире, на улице, в магазинах, в общении с другими людьми; как он заботится о семье, доме, как умело он обращается с техникой.
Ребенок буквально впитывает все, происходящее вокруг него, и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. Таким образом, ведущим мотивом и импульсом игры становятся подражание и пример. Ребенок через собственную творческую игру усваивает все воспринятое и делает этот опыт своим.
Поэтому важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребенка так, чтобы разбудить в нем нужные импульсы. То есть те импульсы, которые побуждают его к подражанию в игре. Мать, которая, например, чистит овощи, чинит белье, подметает комнату или гладит, воздействует намного более побудительно для подражания, чем когда она смотрит телевизор; то же самое и отец, когда он рубит дрова или моет машину, нежели когда он работает на компьютере или читает газету.
Тот факт, что ребенок учится путем подражания, приводит к заключению, что взрослый должен вести себя при ребенке так, чтобы быть достойным подражания. Он может так закрепить это в своем сознании, что со временем сумеет руководить ребенком больше через подражание, чем объяснениями и приказами, потому что они обращены к разуму ребенка, который развивается лишь постепенно. Слишком рано взрослые впадают в желание поучать, так как это соответствует их собственному состоянию сознания. Кроме того, этим способом воздействовать на детей легче, чем быть примером, что требует намного больше самодисциплины.
Игра означает процесс, а не только использование готовых предметов. Например, девочка поверх корзины кладет голубой кусок ткани. Получилась "ванна с водой". Теперь можно купать куклу, используя каштан вместо мыла. Потом эта же материя служит полотенцем, а каштан - бутылочкой с молоком. Мы видим, как ребенок силой своей фантазии способен преобразовывать предметы, включая их в игру.
Человек, в особенности маленький ребенок, является развивающимся существом. Он нуждается в развивающемся и в своем окружении, ему нужна возможность перестраивать, создавать новое. Особым образом это касается игрушки. Она, собственно, должна иметь что-то вроде признакового характера, чтобы в разные моменты времени детской фантазии вспоминалось разное, каждый раз что-то иное из ее жизненного опыта. Разветвленный, изогнутый сук, полностью накрытый тканью, может быть горой; накрытый лишь наполовину - пещерой, кукольной комнатой, гаражом. Мальчик, придерживая этот сук у себя на голове, прошелся по комнате величественными шагами, как олень. Или: расколотый деревянный кругляк с боковым сучком стал локомотивом, цистерной, радиоприемником, утюгом и, в конце концов, горкой на кукольной игровой площадке.
Не всякая игрушка может претерпевать столь грандиозные превращения. В первую очередь, это различный природный материал, который не надо покупать в магазине, но можно вместе с ребенком найти или изготовить во время поездок в лес, на море или в деревню: шишки, красивые камушки, деревянные чурбачки. Дети с большим удовольствием играют с предметами нашего взрослого быта. Ребенок, если мы ему это позволим, может превратить в игрушки прищепки, деревянные ложки и миски, куски ткани и многое-многое другое. Главное, чтобы эти предметы были безопасны в использовании.
Если мы обратим большее внимание на материалы, которые способствуют развитию игры, подобные описанным выше, мы дадим пищу тем силам детства, которые можно назвать силами творческой фантазии. Они развиваются только в дошкольном возрасте, чтобы во время обучения в школе и в дальнейшей жизни быть к услугам человека в качестве потенциальной возможности для решения других задач. Таким образом, создавая ребенку условия для свободной и творческой игры, мы используем уникальный шанс для развития его творческих, волевых и мыслительных способностей. В такой игре ребенок может свободно пробовать, познавать мир, находясь в деятельности.
Игра и работа - понятия, кажущиеся взрослому противоположными. Но при ближайшем рассмотрении и при учете законов развития человека они оказываются сменяющими друг друга ступенями, находящимися в непосредственной взаимосвязи.
Каким ребенок показывает себя в игре, намного позже проявится в том, каким человеком он станет в жизни.
Для того, чтобы начать играть, все больше детей нуждается теперь в соответствующей инструкции. Тот, кто пытается стать в душе мобильным и развить свою фантазию, довольно быстро найдет пути, по которым он сможет ввести ребенка в игру.
Например, побуждение к игре проявляется, когда взрослый говорит ребенку о том, что хотят разные игрушки: поезд хочет поехать на длинное расстояние; уже ждут люди, которым нужно ехать на нем; у куклы день рождения и нужно упаковывать подарки, печь пирог и накрывать праздничный стол; кораблям нужно море с ракушками, камнями и пристань.
Конечно, помимо природного материала, мы даем детям и вещи, которые более откровенно оформлены и в которых можно узнать типичный образ животного или человека, мост или машину. Но и в выборе этих игрушек необходимо учитывать особенности детской психики и возможности развития. Об это мы поговорим в следующий раз.
Светлана Трубицына, заведующая негосударственным детским садом «Домовенок», преподаватель живописи РОО «Свой путь»
Новости
19.09.2022
"Домовенку" 30 лет!
31.01.2018
Встреча по детским рисункам
25.01.2018
Награждение сотрудников "Домовенка"
18 ноября 2017 года в торжественной обстановке сотрудники детского сада "Домовенок" были награждены за многолетний добросовестный труд в системе дошкольного образования и за большой вклад в дело воспитания детей почетными грамотами. Трубицыной С.А. и Новосельцевой Е.А. были вручены грамоты Администрации города Рязани, Митрофановой Н.Ю., Фирсовой Т.С., Юхановой Т.И. - грамоты Управления образования и молодежной политики города Рязани.